Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

4 критерия выбора редактора

4 критерия выбора редактора

Как выбрать редактора и не прогадать?

Поиск подходящего редактора может стать не менее сложной задачей, чем выбор второй половинки. Автор, находящийся «в активном поиске», либо активно ищет редактора с микроскопом по всему глобусу, либо пытается просеять рынок встречных предложений, выискивая свой золотой самородок. Редакторов немало, а хочется своего, единственного в мире, идеального.

Несколько лет назад, когда люди не так были активны в соцсетях, они искали редактора в «Яндексе» или «Гугле». Они забивали запрос в поисковик, вываливалась куча ссылок, и вот бедные заказчики принимались всю эту выборку штудировать. Надо написать каждому фрилансеру, во все издательства, подождать ответа, что-то сказать дальше... Все это отнимало так много сил и времени, что заказчик останавливался на первом-втором или максимум третьем предложении — просто невозможно было всех охватить.

Сейчас ситуация меняется. Если человеку нужен редактор или писатель и при этом у него в соцсети есть хотя бы 1000 френдов, то он кидает клич: «Ребятушки, дорогие мои, книга горит. Посоветуйте мне хорошего редактора». И попадает в другую крайность: за пару часов ему накидывают 10-20 имен — и опять: попробуй выбери! Половина предложений от самих редакторов:  «с большим опытом работы готовы начать прямо сейчас». Другая половина списка – рекомендации:  «Я работал с Машей, возьми ее, она супер!» или «Моей коллеге редактировала Пелагея Никаноровна, фамилию не знаю. Кажется, в Фейсбуке ее нет. Но коллега осталась довольна!».

Легче не становится. А еще нужно учесть, что существует некий период запала, драйва, когда хочется выбирать, копаться, присматриваться. Проходит пара дней – и уже не хочется. Поэтому любому автору мечтается решить проблему за эту пару дней и приступить к работе, а не сидеть в раздумьях и сомненьях.

Так что же делать, если набралось двадцать предложений, а вы не знаете, на каком остановиться?

Фильтровать!

1.      Случайных людей видно сразу

Первый, самый достоверный фильтр, который снимает большее количество предложений, — это грамотность редактора и его отношение к работе. Редактор вам обещает, что он крутой? Посмотрите, как он это написал. Профессия у нас достаточно серьезная, она предполагает высокую грамотность и корректность. Если в коротеньком послании вы видите ошибки, опечатки или отношение вроде «ладно-ладно, так уж и быть, возьмусь», — без сожаления вычеркивайте из списка претендентов. Не уговаривайте себя: «А может быть, он устал… а может быть, случайная опечатка…» Нет. Не может быть. Не в этой профессии. А на случай опечаток существует редактирование постов.

Остались люди, рекомендованные френдами как «отличные тетки/парни/спецы». Как быть дальше?

2.      Доверяй, но проверяй

Рекомендации — тонкий момент. Если вы советчику как человеку не очень доверяете, то его рекомендациям лучше не следовать. Иначе у вас будет постоянное недоверие и к редактору тоже. Работа выйдет хуже, чем могла бы. Если же советчик у вас вызывает доверие, не поленитесь и спросите, почему он рекомендует того или иного человека. Вы удивитесь, но в двух случаях из трех вам ответят: «Потому что этот редактор клевый мужик» или «Потому что она очень умная девушка и с ней было приятно общаться». Это субъективная симпатия. А про редактуру текста почти никто не помнит.

А еще нужно учесть, что существует некий период запала, драйва, когда хочется выбирать, копаться, присматриваться. Проходит пара дней – и уже не хочется. Поэтому любому автору мечтается решить проблему за эту пару дней и приступить к работе, а не сидеть в раздумьях и сомненьях.

Отдавайте себе отчет в том, что многие рекомендации ваших друзей появились на свет только потому, что им этот человек симпатичен, а это почти ничего не говорит о его профессиональных качествах и совершенно не означает, что и вам он понравится так же.

3.      Тест на человеческую совместимость

Поразмыслив над рекомендациями, переходите к третьему фильтру — соцсетям. Загляните на странички претендентов во «ВКонтакте» или в «Фейсбуке». Вам они нравятся или нет? Просто по-человечески? Только не ждите выдержанных картинок и стройных текстов.  Детки, котики и рецепты — тоже нормально. В конце концов, фрилансер не обязан писать посты только о работе. Может, он, как и вы, вышивает крестиком и слушает Pink Floyd. Это же замечательно! В работе с редактором человеческая совместимость — важное условие. Но если, например, вы приверженец феминитивов (те самые «авторка», «редакторка» и прочие, о них сейчас много копий ломается) и считаете их употребление важным этапом прогресса, а редактор пишет, что все это глупости, быстро проходящая мода, - обратитесь ли вы к ней за услугой?

4.      Пробное задание:  того ли вы хотели?

И, наконец, четвертый фильтр: цены, условия, пробное задание. Напишите всем, кто остался в вашем списке. Попросите их отредактировать фрагмент вашего текста (бесплатно или за небольшие деньги). Кстати,  если редактор вам говорит, что выполняет тестовое задание только за деньги, это неплохо. Это совершенно не повод отказываться от сотрудничества.

Так по совокупности признаков, по качеству работы, по человеческой приятности вы наверняка подберете подходящего вам редактора из двадцати предложенных. Будем надеяться, что выбор оправдается, и в дальнейшем вы будете с гордостью рекомендовать своего редактора знакомым и коллегам. 

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Не отнимают ли у меня клиентов всякие писательские курсы? Не отнимают ли у меня клиентов всякие писательские курсы?
12 февраля 2019 г.
Почему люди все-таки заказывают книги у меня, когда можно сходить на курс в пять раз дешевле и написать самому?
Рынок бизнес-литературы скоро схлопнется? Рынок бизнес-литературы скоро схлопнется?
3 февраля 2019 г.
Все значимое бизнес-сообщество страны предчувствует: рынок деловой литературы насыщается, раздувается как пузырь, а пузыри имеют свойство рано или поздно схлопываться.
Как назначить цену книги на «Озоне» Как назначить цену книги на «Озоне»
28 января 2019 г.
Я скажу ужасное: забудьте, сколько ресурсов вы вложили в издание книги. При ценообразовании нужно думать только с позиции потенциальных читателей и, конечно же, использовать некоторые маркетинговые хитрости.