Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Да здравствует самиздат!

Да здравствует самиздат!

Эту статью я решила написать, потому что в последнюю неделю все вокруг меня как сговорились: в Фейсбуке то тут то там вижу посты на одну тему: как нынешнему писателю жить-быть и как попасть в издательство.

Чтобы попасть в издательство, нужно играть по его правилам

Во-первых, я послушала совершенно чудесный вебинар Ирины Гусинской, заместителя главного редактора издательства «Альпина Паблишер». Этот человек спродюсировал десятки бестселлеров издательства. На ее вебинаре присутствовало около 500 человек при том, что было больше 1000 регистраций. То есть каждый второй из зарегистрировавшихся пришел, и это значит, что тема очень востребованная, а спикер – настоящий эксперт. Она говорила о том, что книга — это проект, что его надо готовить, что есть определенные алгоритмы, как издательство рассматривает книги, как оно отвечает, на основе чего говорит «да» или «нет». Кому интересно, пройдите по ссылке выше, кому лень — почитайте любые мои короткие статьи. Все мы, издатели, говорим об одном и том же.

Хотите попасть, скажем, в «Альпину» или «МИФ»? Придется немножечко забыть про ничем не стесненное творчество, про полет фантазии и делать то, что издательство сочтет для себя правильным и выгодным. Это коммерческое предприятие.

Насколько я знаю, Ирина после своего вебинара успешно набрала слушателей на курс о том, как писать книгу, чтобы издательство ее приняло с большей долей вероятности.

Кого волнует качество текста и писательское мастерство?

Второй случай тоже прилетел из Фейсбука. Одна из моих френдесс, очень талантливый человек, предприниматель написала книгу , посвященную кризисному управлению, то есть нон-фикшн. Она разослала свою рукопись по крупным издательствам, в том числе и в «Альпину», и от большинства получила отказы, а меньшинство просто промолчало.

Автор поделилась в своей ленте содержанием отказов. Кому-то из редакторов казалось, что объем слишком большой; кто-то говорил о том, что тема неактуальна или что много авторов об этом написали, и еще одна книга будет размывать целевую аудиторию. Одним словом, отказы содержали разнообразные претензии к форме и автору, но не содержали никаких замечаний к самому тексту. Никто не указал, что плохо написано, что надо редактировать, что ей как писателю надо бы подрасти, а пока это нечитабельно. Опять же, никто не сказал и обратного, мол, ты крутой писатель, пиши еще, присылай, не теряй надежды.

Получается, внимание к тексту и писательскому мастерству как будто бы растворилось? Писательница отмечала это с некоторой грустью и вопрошала: «Кто-нибудь вообще читает книги, которые приходят в издательства?»

Мы знаем, что Гусинская читает, она сама признавалась. Скорее всего, читают и в других издательствах. Но это не чтение вечером у камина с карандашиком, а редакторское быстрое чтение, когда одна книга прочитывается за 30 минут. Это нормальная скорость, бывает и быстрее. Я знаю, о чем говорю.

И со всеми книгами будет именно так.

К чему это я?

Получается, что есть две группы, которые очень и очень нуждаются друг в друге, но их представители не могут договориться, потому что:

  • издательства в первую очередь смотрят на тему и технические характеристики рукописи,
  • авторы ищут внимания к самому тексту. Они готовы воспринимать и похвалу, и критику, но очень тяжело переносят молчание. Ведь текст выстрадан, создан по буковке, выражает личное мнение и экспертный опыт – неужели нельзя сказать, как обстоят дела именно с ТЕКСТОМ?

Кто победит?

Тот, на чьей стороне ресурс.

Проще говоря, тот, кому меньше надо.

Но кому бы в вашей паре ни было меньше надо, мяч – у вас. У автора.

Ход – ваш. Вам определять тон переговоров.

Стремитесь всей душой в традиционное издательство? Значит, вам нужно больше, чем ему. Играйте по его правилам. Ориентируйтесь на то, что хочет видеть оно. Забудьте о детальном внимании к вашему тексту. Работайте в рамках, которые вам предложат.

Хотите показать людям свое творчество, донести свои мысли, идеи? Хотите обсудить с читателями текст? Посылайте издательства к чертям, и  да здравствует самиздат!

Вариантов сегодня масса, от дорогих до дешевых. Нет денег — бегом в «Ридеро» или в «Литрес: Самиздат».

Есть деньги и хочется как-то душевных разговоров с редакторами — идите в коммерческие отделы издательств или к нам, сделаем вам хорошо. Есть желание забабахать крутой творческий процесс — наймите отдельно гениального редактора, продвинутого дизайнера, первоклассного верстальщика, возьмите в типографии дорогую бумагу.

Книгу делаем мы сами. Эпоха поголовного выпуска в издательствах прошла. Об этом говорит абсолютно всё. И этому не надо печалиться, надо жутко радоваться. Да здравствует самиздат!

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Что купить: книгу или стакан пива? Что купить: книгу или стакан пива?
8 декабря 2018 г.
Любой магазин, кафе и даже, черт возьми, бесплатные Фейсбук или Инстаграм со множеством интересных пабликов — все они в той или иной степени конкуренты книге? Да. И вашей книге в том числе.
Книга как средство достижения цели Книга как средство достижения цели
7 декабря 2018 г.
Эфир на радио «Медиаметрикс». Любовь Бросалина в передаче "Горкина правда". Как издать книгу и кому это нужно? Что такое книга на заказ? Какова роль редактора? Что нужно сделать автору чтобы книга была издана? Что сейчас в основном издают?
«Будет ли успешна моя книга? Скажите честно, как издатель автору!» «Будет ли успешна моя книга? Скажите честно, как издатель автору!»
5 декабря 2018 г.
О книжном пиаре и рыночных реалиях. О том, где спросить, если хочется знать. О том, вкладываться в книгу или нет.