Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Как работать дистанционно с редактором или писателем

Как работать дистанционно с редактором или писателем

Каждый пятый клиент, обращаясь в издательство, спрашивает, где будет проживать его редактор. Обычно заказчики имеют в виду даже не город, а станцию метро (около половины наших клиентов живет в Москве). Они предполагают, что работа редактора или писателя будет происходить очно и искренне переживают, не будет ли сложно этим специалистам до них добираться. Спроси клиентов, почему они убеждены, что для работы необходимы личные встречи, — они, может, и сами не ответят. Возможно, всплывут в памяти какие-то картинки: фотографии братьев Стругацких за общим столом, Льва Николаевича с Софьей Андреевной, правящей рукописи... пишущая машинка, чашки с недопитым кофе, пачка сигарет или даже трубка… все как в кино! И когда заказчики узнают, что их редактор проживает в Лиссабоне или, ну ладно-ладно, в Санкт-Петербурге или в Твери, им не по себе. «Как же мы будем работать?»

Ба-бах! Не совпало ожидаемое и действительное. Как же много хороших вещей не случилось в мире из-за такого несовпадения! Такая новость может даже отвратить от попыток написать книгу. Человек уходит и говорит: «Нет, это не для меня. Я ничуть не сомневаюсь, что он прекрасный редактор и отлично управляется с текстом, но как же мы будем работать совместно, если в его Новосибирске день начинается на четыре часа раньше??»

Один из сотни

Очень-очень редкие люди истинно нуждаются в личном присутствии помощника. Это авторы с особым складом характера и таким плотным графиком работы, что, не будь ими назначена встреча с редактором или писателем, они не найдут ни минутки, чтобы сесть за компьютер и посмотреть текст. Чтобы дело шло, им и вправду нужны встречи как элемент регламента. Таких авторов, действительно нуждающихся в очном общении, не больше 1 %. А остальным стоит внимательнее присмотреться к достоинствам удаленной работы.

Если спросить меня, человека с большим опытом редактирования и написания книг, как лучше действовать, я всегда предпочту заочную работу. Конечно, как профессионал, смогу перестроиться и в режим очных встреч, при этом постараюсь, чтобы деловое общение было эффективным. Но заставить себя постоянно, регулярно, часто встречаться со всеми моими клиентами я бы не смогла. Почему?

Четыре причины работать с редактором дистанционно

Разберем, почему и вам, и редактору или наемному писателю было бы удобнее работать удаленно.

1)      Интроверты, творческие личности и любители домашних тапочек.
Особенность склада характера большинства из нас, помогающих текстовых волшебников, состоит в том, что нам комфортно работать в одиночестве. Не все, но большинство редакторов или писателей в той или иной степени интроверты. Это не значит, что мы необщительные буки и ненавидим людей вообще и клиентов в частности. Просто вдохновение и творческая радость приходят к нам в тишине и покое, и самые классные и свежие мысли рождаются, быть может, 3 или 4 часа ночи. А вот утренние очные встречи, поездки в метро или стояние в пробках скорее всего, заберут большую часть наших суточных ресурсов и на работу ничего не остается. А ведь вы платите писателю или редактору именно за эти мысли, за вдохновение и творческий подход, за пребывание в потоке, как нынче модно говорить. Примите как данность: у большинства пишущих людей все классные навыки просыпаются при возможности сконцентрироваться, а в идеале еще и в любимых тапках и с любимой большой кружкой кофе.
Моя матушка была корректором в московском издательстве «Стройиздат». В детстве я приходила к маме на работу. Еще тогда, в 80-х годах, все эти психологические особенности профессии были хорошо понятны издательствам и авторам. Корректоры и редакторы забирали домой огромные стопки, папки с распечатанными книгами, статьями и другими материалами, дома работали, все примечания подробно писали на полях, передавали автору. Он точно так же их перерабатывал и возвращал. Приходилось ли встречаться с автором лично? Да, ведь тогда было труднее наладить дистанционную связь. Но как только появились технические возможности, в том числе счастье видеть друг друга в окне монитора, от этой практики все наши коллеги отказались.
Вы просто не получите возможного уровня работы, если будете таскать своего редактора на встречи.

2)      Ваша собственная эффективность, уважаемый заказчик.
Вам может показаться, что самые лучшие авторские идеи приходят к вам во время очного общения с редактором. Безусловно, это действенная практика: «подумать об редактора» или «подумать об писателя». Одна голова хорошо, а две лучше, и в процессе обсуждения могут появляться замечательные идеи. Но! Они будут поверхностные, необработанные, у вас, дорогой автор, не будет времени на то, чтобы их качественно продумать, зафиксировать и, скорее всего, эти стремительные мысли так и промчатся мимо текста. Разумеется, это упущение, если вы планируете сделать их своей книги толковый продукт. Ну а поговорить можно и по телефону.

3)      Берегите ваши денежки, или Писатель, который полностью ваш 
Третья причина, по которой я предпочитаю заочное общение, — из области заботы (или псевдозаботы?..) о клиенте. Дело в том, что очные встречи значительно удорожают услугу. Ваш собеседник во время такого общения монофункционален. Он не способен больше заниматься ничем. Если один час его времени, когда он может быть на связи для 10 человек, стоит X рублей, то час, когда он принадлежит только вам, будет стоить 10X. По этой же причине сейчас отмирает телефонное общение и кое-где считается моветоном звонить, нужно писать.
В нашем издательстве введена отдельная плата за интервьюирование и за очные беседы. Почему? В это время наемный писатель или редактор принадлежит только вам. Он физически неспособен заниматься более ничем в этом время. Время качественного редактора и наемного писателя — дорогое. Работа с текстом — ювелирный интеллектуальный труд, не приложение к основной занятости и не само собой разумеющееся дело. Кстати, такой финансовый подход помогает и заказчику не увлекаться пространными размышлениями. Когда тикает счетчик, клиенты формулируют свои мысли более завершенно, четко и конкретно, они лучше готовятся к встрече.

4)      Три плюс один.
Если же сложить третью причину с первой, то мы увидим, что из-за необходимости постоянно встречаться с вами редактор будет зря растрачивать свое дорогое время. В те самые минуты, когда он будет переходить дорогу, расплачиваться за билет в транспорте, он мог бы придумать новые сюжетные ходы, сделать литературную обработку целого фрагмента текста, сконцентрироваться и выдать прекрасный результат, которого вы от него ждете.

Вы до сих пор полагаете, что никак не сможете сработаться с писателем или редактором по скайпу или по телефону? Подумайте, действительно ли вы относитесь к тому редкому одному проценту и готовы ли в связи с этим платить за работу помощника дороже? Если да, то, конечно, подстроимся. Но я верю, что, скорее всего, вы прекрасно освоите дистанционное взаимодействие. Благо, что сегодня нет недостатка в технических возможностях.

Чуть позже я расскажу, как именно работать с писателем удаленно, а пока поверьте: все от заочной формы останутся в выигрыше. И книга получится замечательной!

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Малый тираж: повод для огорчения или оптимальный вариант? Малый тираж: повод для огорчения или оптимальный вариант?
9 октября 2018 г.
Бывает, человек откроет последнюю страничку какой-нибудь очень классной книги и видит: тираж 1000 или даже 700 экз. Фейк? Развод? Или правда – но тогда почему так мало?
Жесткие требования к издателю — путь к разочарованию Жесткие требования к издателю — путь к разочарованию
12 октября 2018 г.
Почему трудновыполнимые, часто взаимоисключающие требования в техническом задании почти наверняка не приведут к ожидаемому результату?
Начинаем писать книгу: две причины не заходить издалека Начинаем писать книгу: две причины не заходить издалека
5 октября 2018 г.
Книгу надо начинать с той темы, которую вы заявили, ее же продолжать и ею же закончить. Но неопытные авторы в первых главах пишут совсем не о том.