Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Рынок бизнес-литературы скоро схлопнется?

Рынок бизнес-литературы скоро схлопнется?

Чувствую, как моих клиентов, а также их партнеров, конкурентов и все значимое бизнес-сообщество страны охватывает тихая паника.

Те, кто уже издал книгу и успешно ею пользуется в продвижении своего бизнеса, видят, как много похожих книг появляется по соседству с их детищем. Те, кто еще не успел издаться, пытаются скорее прыгнуть на подножку поезда «станция Безызвестности — аллея Славы». И все они предчувствуют: рынок деловой литературы насыщается, раздувается как пузырь, а пузыри имеют свойство рано или поздно схлопываться.

Что же станет со всей этой массой книг и будет ли жизнь после смерти?

Верю, что жизнь будет. Есть книги, которые в силу своего превосходного исполнения очень долго продержатся на плаву. Как издать такую книгу и чем зацепить читателя в условиях довольно жесткой конкуренции — расскажу в этом материале.

Последние года два-три из каждого утюга нам, бизнесменам, говорят: если у тебя нет своей книги, ничем ты свою экспертность не можешь подтвердить, будешь всегда актером второго плана. На этой почве, качественно вскопанной и политой удобрениями, появился достаточно большой рынок написания книг на заказ, а также всевозможных курсов на тему «Как написать и издать свою книгу». Эти курсы разнообразны: от мотивирующих однодневных мастер-классов до серьезной проработки с опытным писателем, который дает домашнее задание и в течение нескольких недель, а то и месяцев, натаскивает на написание бизнес-книги. И вроде бы все процветает, но...

Если что-то становится массовым, оно обесценивается. Как только книги будут издаваться хотя бы каждым вторым желающим, их ценность станет невеликой. Это уже почти произошло с художественной литературой, как только ей на помощь пришел сервис «Ридеро».

А вот факт наличия авторства тем не менее останется очень желательным, почти обязательным.

Это как с высшим образованием. В какой-то момент оно стало доступным практически для всех. И теперь соискатели без высшего образования особо не рассматриваются при приеме на работу, хотя совершенно очевидно, что быть, скажем, секретарем можно и без пяти лет впахивания в вузе. Но нет. У нас принято после школы идти в вуз независимо от уровня академических способностей. Люди вынуждены терять 5 лет своей жизни, чтобы на них не смотрели искоса. В результате высшее образование есть у многих, но ценность его от этого падает.

С книгой – то же самое. Всем вокруг срочно понадобилось иметь собственную книжку — лишь бы она была и чего бы это ни стоило. В результате на наших глазах стремительно растет рынок одинаковых по форме и структуре деловых книг. Но этот процесс не может быть бесконечным. Уже сейчас мы слышим первые писки: «Что? И у тебя книга? Ну ладно, кинь мне ссылку, может, посмотрю чуть позже». Все труды и вложения автора сводятся к получению этакого дорогого сувенира. Классно, что книга есть, но ее крайне мало кто прочитает. Потому что люди начинают понимать: почти все деловые книги на одно лицо.

У всех сухая и пресная проза, предсказуемая как заказной футбольный матч, а у вас — нет. У всех «теория — кейс — вывод», а у вас — поэма. Или комиксы. Или любовный роман с ярко выраженной бизнесовой линией.

Почему так получается? Написать книгу самому – трудно и непонятно, заказать написание – дорого и опять-таки непонятно. Многие решают обучиться на писательских курсах, хотя и такой вариант недешев и не дает никакой гарантии. Многомесячный курс может стоить и сто тысяч рублей, но при этом за вас никто книгу писать не будет, а просто расскажут вам, как это делается, пообещают обратную связь и дадут шаблонный алгоритм: сначала посоветуют собрать материал, потом написать скелет книги и затем понемножечку наращивать мясо, потом, скажут, надо провести редактуру, отдать бета-ридерам и так далее… По этому типовому плану сейчас пишутся сотни деловых книг (о художественных я не говорю, там свои законы). И потому почти все прикладные книги учеников писательских курсов получаются похожими друг на друга. В ближайшие  пару лет выйдет еще несколько сотен однотипных изданий. И тогда ценность книги и ее значимость в подтверждении экспертности, как и в случае с высшим образованием, упадет. Собственная книга будет желательным, совершенно естественным артефактом, но при этом не будет давать особых преимуществ автору. На смену ей придут какие-нибудь новые фишки.

Как выделиться среди других авторов бизнес-литературы?

Если вы пишете книгу сейчас, то ее все еще можно писать по алгоритмам и шаблонам. Но если вы планируете писать книгу через 2-3 года, готовьтесь к тому, что вау-эффекта уже не будет, никто вас не встретит со словами: «Да ты ж наш дорогой! Да умница-то какой!». Чтобы получить хороший отклик, нужно будет прыгнуть выше головы: сделать так, чтобы ваша книга выделялась из толпы не только сегодня, но и через несколько лет.

Многомесячный курс может стоить и сто тысяч рублей, но при этом за вас никто книгу писать не будет, а просто расскажут вам, как это делается, пообещают обратную связь и дадут шаблонный алгоритм.

Что делать? Рассказываю, выбирайте.

  • Вам даст фору очень крутая, действительно новаторская идея (хотя, признаю, в бизнесе такую сложно найти, потому что все идеи уже озвучены и переходят из книги в книгу).
  • Привлечь интерес читателей можно каким-то очень интересным необычным исполнением. Например, если книгу о повышении продаж написать в стихах, вы будете единственным автором, кто это сделал. Ведь у всех сухая и пресная проза, предсказуемая как заказной футбольный матч, а у вас — нет. У всех «теория — кейс — вывод», а у вас — поэма. Или комиксы. Или любовный роман с ярко выраженной бизнесовой линией (есть еще масса вариантов, читайте о них здесь). 
  • Выберите для своей книги нетривиальное оформление, закажите классные, запоминающиеся иллюстрации, наполните ими каждую главу.
  • Углубите тему книги, поверните ее неожиданным образом. И пусть над той же проблемой поработало множество авторов, но их книжки поверхностные и шаблонные, а ваша будет глубокая, исследовательская: с подробным анализом зарубежной литературы, с описанием опыта, результатами экспериментов. Пусть это будет монументальный труд, а не легкое чтиво, зато такая книга выделится из сотни конкурентов.
  • Издайте вашу книгу в нескольких вариантах для разной аудитории. Дайте вашему читателю возможность познакомиться с текстом, не погружаясь в многостраничный труд. Например, издайте полновесный и сокращенный варианты. Во втором пусть будет только сухой остаток: тот же текст, но без примеров, расчетов и философствования. Есть люди, которым этого достаточно.
  • Урезанный вариант книги продавайте дешевле, раздавайте на конференциях и семинарах, используйте как лид-магнит (можно обыграть это очень по-разному). А те, кого заинтересует лайт-версия, с большей вероятностью купят полновесный вариант. Так издание книги может стать вдвойне прибыльным для вас.

***

К чему я это все пишу?

Видите ли, схлопнется рынок деловой литературы или нет — вопрос философский и слишком уж риторический. Есть массовое, но есть и индивидуальное.

Вы, как автор, как эксперт в своем деле, всегда имеете возможность опередить других участников рынка: выиграть время, стать популярнее своих коллег по писательскому цеху. Не делайте как все, делайте как вы. А я помогу с деталями. 

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Как назначить цену книги на «Озоне» Как назначить цену книги на «Озоне»
28 января 2019 г.
Я скажу ужасное: забудьте, сколько ресурсов вы вложили в издание книги. При ценообразовании нужно думать только с позиции потенциальных читателей и, конечно же, использовать некоторые маркетинговые хитрости.
Излить душу — и издать: книга как лекарство Излить душу — и издать: книга как лекарство
23 января 2019 г.
Трагические документальные книги издаются не так уж и редко. Нужны ли они и кому в первую очередь? В чем их сила и ценность?
Традиционная схема или самиздат. Вопрос второй: за чей счет банкет? Традиционная схема или самиздат. Вопрос второй: за чей счет банкет?
21 января 2019 г.
О некоторых денежных нюансах в традиционной и самиздатовской системах. Если копнуть глубже, вооружиться калькулятором и здравым смыслом, окажется, что оба способа вовсе не однозначны.