Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Традиционная схема или самиздат? Вопрос первый: отношение общества

Традиционная схема или самиздат? Вопрос первый: отношение общества

Отношение общества к автору в зависимости от того, издал он книгу традиционным образом, либо бесплатно через интернет-сервисы, либо за свои деньги, безусловно, не одинаковое.

Сразу же хочу сказать, что в любом случае, как бы вы ни издавали книгу, если она не выглядит как откровенно ученическая поделка, то отношение к вам будет хоть сколько-то уважительным. Потому что книга — это круто, сложно, долго, дорого по умолчанию. И люди, как правило, это понимают. Повторюсь, надо чтобы книга имела приличный вид (обложка не отваливается, название не сливается с фоном обложки, бумага белая). (Обложка это вообще весьма важно. Больша́я часть людей, купивших книгу из-за обложки, никогда ее не прочитают, не увидят что там внутри, не примут участие в обсуждении этой книги, но тем не менее они буду считаться ее читателями. Плохо, конечно, что не прочитают, но я сейчас не о том, а о силе воздействия обложки.)

Если кто-то решил уличить меня в пренебрежительном отношении к системе Ридеро, я скажу отдельно: я считаю создателей системы великими людьми, перевернувшими рынок самиздата в России и подарившие авторам независимость. В том, что автору жалко денег на редактуру, Ридеро не виноват.

В целом в нашей стране сложилась вполне прочная модель восприятия заслуг авторов. Тот, кто прорвался в «нормальное» издательство, то есть с традиционной издательской схемой, по умолчанию получает больше уважения от общественности. Почему? Мы не так далеко ушли от тех времен, когда традиционная схема была единственно возможной. Это было в доинтернетные времена, но совсем недавно. Для поколения, которому сейчас 40+, эта схема издания понятна, она вызывает доверие, она складывалась веками. Кроме того, мы знаем, что крупных издательств сравнительно немного и попасть туда достаточно сложно из-за конкуренции. Кто это сделал — тот молодец, тот, вероятно, написал хорошую книгу – как минимум, не плохую. Во всяком случае, лучше других, раз удалось их обойти. Он проявил настойчивость, потратил время. Неудивительно, что прорвался и сумел довести книгу до издания! Респект и уваженье.

И это действительно так. (Хотя мой личный пример с путеводителями для детей в «АСТ» показывает, что в этом далеко не всегда есть заслуга автора.)

А если не вышло? Если не прорвался или даже не собирался этого делать?

Издание книги за свой счет в деловой среде вызывает отклик одобрительный, с оттенком похвалы вашей рациональности: если проблему можно решить за деньги, это уже не проблема, а расходы.

Что думают люди, видя, что автор издал книгу за свои деньги? То есть нашел редактора, художника, верстальщика, типографию, всем заплатил и получил свой тираж? Отношение здесь, безусловно, уважительное, но обычно без рукоплесканий. Опять-таки шлейф сомнений тянется из старых времен и зависит от ментального возраста человека. Если он устойчивый консерватор, то нередко  предполагает, что автора, возможно, не взяло традиционное издательство и по этой причине он издает книгу за свои деньги. Неудачник, думают они, не взяли в издательство, так ты пошел и выпустил книгу за презренный металл, куда мы катимся. Люди помоложе духом совершенно не сравнивают два этих направления. Для них это два разных инструмента и каждый из них хорош в зависимости от цели человека. И они знают, что таким образом появляются на свет хорошие и полезные книги. У этих читателей нет оттенка осуждения, как, впрочем, и нет сакрального отношения к книге. И они совершенно не обидятся, если их назвать не читателями, а потребителями книги.  А попробуй назови так консерватора.

Самиздат очень ценят люди деловые. Особенно если к нему прилагаются услуги по продвижению и распространению книги. Люди бизнеса понимают, что это процесс огромной важности, но при этом их категорически не устраивают минусы традиционного книгоиздания, которые мы описали в других разделах. Издание книги за свой счет в деловой среде вызывает отклик одобрительный, с оттенком похвалы вашей рациональности: если проблему можно решить за деньги, это уже не проблема, а расходы.

В случае с самиздатом большое значение имеют репутация самого автора и ценность темы книги. Если это классная, крутая прикладная книга и у вас есть свой пул поклонников, если вы знаете, что с ней делать, то уважение к вам будет весьма значительное. К слову, на этом месте и ожидайте интереса со стороны «нормальных» издателей: они очень активно отслеживают в соцсетях авторов с уже сложившейся аудиторией.

Книжка, изданная в сервисах типа Ридеро или Литрес.Самиздат, крута уже потому, что она есть. Но критиковать ее так же бессмысленно, как ругать качество учителей в школах для беспризорников.

Третий вариант книгоиздания – через сервисы типа Ридеро или Литрес.Самиздат. Базовая, шаблонная версия бесплатна, если нужны доп. услуги – надо доплатить, но не очень много. У таких сервисов сложился образ «издательства для бедных»: за гонорар тебя не издают, денег своих у тебя нет – что тебе еще остается. Любая аудитория относится к такой книге как, скажем, к чему-то средненькому. Почему? А как же муки автора! Книга должна увидеть свет с трудом. Та, которая выходит бесплатно и совсем без труда, — какая-то неправильная и, наверное, плохая. Это ощущение не всегда осознаваемо, оно существует где-то на подкорке. Автор должен справиться либо с муками хождения по традиционным издательствам, либо с муками оплаты услуг коммерческим редакторам, верстальщикам. Когда нет ни того ни другого, что-то здесь не так. Раз автор пошел в «издательство для бедных», значит, дела совсем уж плохи.

Книжка, изданная в такой структуре, крута уже потому, что она есть. Но критиковать ее так же бессмысленно, как ругать качество учителей в школах для беспризорников. Слава богу, что такие школы и учителя существуют, не надо от них ждать университетских знаний. Отношение к книгам аналогичное: хорошо, что у людей небогатых или очень занятых есть возможность их издать. Хотя очевидно, что сами книжки будут так себе. В них будут ошибки, неотредактированный текст, криво сверстанный макет (а как еще может сверстать автор, который по профессии парикмахер, нефтяник или сантехник). Естественно, книжка выйдет кривоватая, обложка — прямая как дверь, скучная и неинтересная. Полиграфия также оставляет желать лучшего: книжки в мягкой обложке будут рассыпаться в руках читателя.

Поэтому люди, которые имеют хоть какое-то представление о книгоиздании, считают этот вариант наименее уважительным из всех трех. Но он очень хорошо помогает изучить спрос к вашему продукту. Согласитесь, это удобнее сделать, не вложив ни копейки. А когда наличие интереса будет четко определено, можно будет вкладываться деньгами или временем.

Если кто-то решил уличить меня в пренебрежительном отношении к системе Ридеро, я скажу отдельно: я считаю создателей системы великими людьми, перевернувшими рынок самиздата в России и подарившие авторам независимость. В том, что автору жалко денег на редактуру, Ридеро не виноват.

Заканчивая сравнение, скажу: многие люди недостаточно знают о нюансах разных способов книгоиздания, поэтому и я затеяла цикл сравнения. Прочитайте несколько статей, и вы поймете,  что традиционная схема издания — это не такая конфетка, как может показаться, и что коммерческая схема — вовсе не ужас нерукопожатный, как это вам, возможно, виделось ранее.

Читайте также об отличиях в вопросах денег, тиража и работы с текстом при выборе разных схем книгоиздания.

 Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать
7 января 2019 г.
Все способы прекрасны, все результативны. О плюсах и минусах каждой схемы расскажу в этой статье — кратко, в следующих — подробно по пунктам.
Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки
14 января 2019 г.
Расскажу о каждом этапе по порядку и объясню, какую работу можно делать параллельно, а какую только после удачного завершения предыдущего этапа.
Для авторов: как устроено издание книг, в деталях. Интервью с Евгением Капьёвым, гендиректором «ЭКСМО» Для авторов: как устроено издание книг, в деталях. Интервью с Евгением Капьёвым, гендиректором «ЭКСМО»
17 января 2019 г.
Все, о чем говорит Евгений, — совершеннейшая правда, иногда, к сожалению, нерадостная. Но знать ее необходимо каждому автору, кто планирует издавать и продавать свою книгу.