Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Традиционная схема или самиздат. Вопрос второй: за чей счет банкет?

Традиционная схема или самиздат. Вопрос второй: за чей счет банкет?

На первый взгляд главное финансовое отличие традиционного книгоиздания от самиздата в том, что в первом случае вы ничего не платите и еще получаете гонорар, а во втором — вы платите за всё и в лучшем случае окупаете расходы. Но если копнуть глубже, вооружиться калькулятором и здравым смыслом, окажется, что оба способа вовсе не так однозначны.

Поговорим о некоторых денежных нюансах в традиционной и самиздатовской системах.

С самиздатом все максимально понятно и прозрачно. Если вы в курсе ценообразования, вникаете в каждую деталь, знаете цены в разных издательствах и задаете финансовые вопросы  своему издателю, для вас все просто, как штаны пожарного. Заплатил — получил. Подробнее о том, как общаться с коммерческим издателем по вопросам денег и качества, поговорим в статье о терминах книгоиздания и в статье о способах экономии.

Самое непрозрачное ценообразование ждет вас на этапе продаж и продвижения. Под непрозрачностью я имею в виду полную нелинейность между вложенными средствами и результатом. Но это уже вопросы маркетинга и рекламы, а не книгоиздания. Эти сложности могут возникнуть в какой угодно сфере.

При оптимистичном раскладе первые деньги автор получит через 6 месяцев, а скорее всего — через 9.  А у нас в стране только официальная инфляция 5-6% в год, а неофициальная — 15%. Так что когда будете подсчитывать свои будущие миллионы, не забудьте учесть и этот факт.

В традиционной схеме автор меньше всего вникает в кухню допечатной подготовки, печати и распространения, но зато и другие денежные дела остаются вне зоны его контроля.

Цена гонорара

Как себе представляет автор: принесу книгу в издательство, мне выплатят некий фиксированный аванс (гонорар), скажем, 50 тысяч рублей и потом, когда начнутся продажи, будет постоянно капать копеечка. Сколько — зависит от продаж, новых тиражей, допечаток, переводов на иностранные языки и так далее.

В варианте с бестселлером, возможно, так и будет, и то не сразу. В остальных случаях — все окажется намного прозаичнее.

Фиксированный гонорар в наше время редкость. Чаще  происходит примерно так: сначала вы получаете небольшой аванс за свою книгу, а потом действительно какой-то процент с продаж. Важно помнить, что аванс — это не подарок, а выплата в счет будущих продаж. Бывает, автор получил 20 тысяч рублей аванса, видит, что книжка продается (например, в качестве новогоднего подарка детям), и уже считает, как много денег он получит в ближайшие месяцы. Но вот проходит квартал, а денег нет. Где они? Оказывается, уже давно были выплачены в виде аванса. Впрочем, бывает, что аванса нет вообще и автор получает деньги только по факту продаж. И этого светлого будущего ждать довольно долго.

Показательная ситуация произошла со мной в 2018 году. Мой «Путеводитель по Крыму для детей» готовился уже около года. Мне выплатили аванс. Мне сначала обещали, что книга выйдет к зиме 2017, потом – к весне 2018, потом – к очередному Новому году…. Пометавшись какое-то время, я приняла решение ждать и не шевелиться. Дождалась:  спустя полтора года процесс начался, и к лету 2019 года книга вроде бы должна выйти. Можно было вернуть аванс и забрать книгу, но, честное слово, издательство очень недолго плакало бы по ней.

Как правило, первые деньги автор видит на своем счету не ранее, чем через 6 месяцев после того, как книга начинает продаваться. В договоре с издательством обычно указано, что он получает деньги ежеквартально, но там же есть и маленькая приписка «в течение 50 рабочих дней после окончания расчетного периода». Прибавьте к кварталу еще 50 рабочих дней, и вы получите полугодие.

Крупные издательства — очень неповоротливые структуры, хотя и меняются к лучшему. В них тысячи авторов и каждый продается в тысячах магазинов. Сбор всей информации занимает очень много времени. И пока вся информация стечется, пока она будет упорядочена, пока деньги поступят из розничной сети, проходит ну очень много времени. Поэтому при оптимистичном раскладе первые деньги автор получит через 6 месяцев, а скорее всего — через 9.

За это время у вас скорее всего изменятся жизненные приоритеты, вы давно забудете, как месяцами писали книгу… И вдруг капает копеечка, тысяч десять. Как был бы счастлив автор, получивший деньги тогда, год назад, когда он был еще полон воодушевления! Теперь это просто деньги, на которые можно несколько раз сходить в магазин.

Время работает против гонорара

Долгие сроки есть не только в системе дистрибуции. Существует такой огромный этап работы, как допечатная подготовка. По названию понятно, что в нее входит все, что предшествует печати. Собственно, это и есть создание книги на основе вашей рукописи. Сколько длится этот этап? Если ваша книга — это любовный роман в серии, где есть сотня таких же, то его быстренько вычитают, сверстают и отправят в типографию. Этот процесс займет месяц, не больше. Но если книжка посложнее, если в ней есть иллюстрации, если она требует серьезного дизайнерского подхода, не выходит ни в какой серии и под нее нужно сочинять индивидуальный дизайн, то на все это может запросто уйти полгода и больше.

Еще существуют нюансы, которые вам как автору никогда не будут известны. Предположим, у вас взяли рукопись. Когда выйдет ваша книга? Пообещали запустить сразу. А потом на стороне издательства начинается что-то, на что вы никак не можете повлиять. Например, появился автор с более крутой книгой на ту же тему. Или ваша книга занимала определенное место в портфеле издательства, но поменялась конъюнктура и хайп сместился на другую тему. И вот ваша - уже менее актуальная, а издательству нужно ковать железо, пока горячо. И вот вашу книжку затолкали в конец очереди, она пропускает других. Да, ваш редактор обещает, что все скоро будет, а время идет. В принципе, вы можете вернуть аванс и забрать книгу, отдать ее в другое издательство. Но в какое? Если масса предложений, то да, но это малораспространенная схема. Все, что остается автору, это сидеть, ждать и верить или отказаться от издания книги вообще.

Такая ситуация произошла со мной в 2018 году. Мой «Путеводитель по Крыму для детей» готовился уже около года. Мне выплатили аванс. Мне сначала обещали, что книга выйдет к зиме 2017, потом – к весне 2018, потом – к очередному Новому году…. Пометавшись какое-то время, я приняла решение ждать и не шевелиться. Дождалась:  спустя полтора года процесс начался, и к лету 2019 года книга вроде бы должна выйти. Можно было вернуть аванс и забрать книгу, но, честное слово, издательство очень недолго плакало бы по ней.

Итак, получите вы деньги спустя пару лет после подписания договора с издательством. А у нас в стране только официальная инфляция 5-6% в год, а неофициальная — 15%. Так что когда будете подсчитывать свои будущие миллионы, не забудьте учесть и этот факт.

Об этом вы не узнаете никогда

Несмотря на вышеописанные трудности, деньги свои вы рано или поздно получите. Но вот нюанс: у традиционного издателя вы никогда не узнаете точно, сколько экземпляров книги на самом деле было продано. У вас нет доступа к бухгалтерским документам, к списаниям, к выбраковке тиража. Вам могут сообщить, сколько книг разъехалось по магазинам (в «Эксмо» эти данные есть в личном кабинете автора на сайте book24.ru), но эти данные вам ни о чем не скажут: если книга не продается – ее вернут издательству. Даже крупный сетевой магазин может по разным причинам задержать отчет о продажах. Тогда сведения не попадут в квартальный отчет издательства, а вы не получите вовремя ваши деньги. Скорее всего никто за это не ответит.

Если книжка стоит в магазине 500 рублей, ее оптовая цена - примерно 250 рублей. И если вы крутой автор с гонораром 10%, то ваши отчисления составят 25 рублей. С этой суммы издательство, будучи налоговым агентом, еще и уплатит НДФЛ.

Все, что у вас будет для изучения, — это некий сформированный в «Экселе» отчет, которому вы можете верить или нет.

Предположим, у вас есть подозрения о нестыковках в отчете. Вам написали, что за полгода продано 200 книг, а только ваши друзья и знакомые раскупили больше сотни. Неужели весь остальной мир купил меньше ста экземпляров? Никто не даст ответа и не будет разбираться в этом. Вас не пустят копаться в деталях, говорить с реализаторами. Не потому что в издательстве все такие нехорошие, а потому что вас, авторов, очень-очень много. Так что придется смириться и поверить отчету.

Если вам трудно это дается, вспомните о плюсах: вы не вкладываете свои деньги в издание. Вообще. Безусловно, это очень и очень круто. Да, когда вы издаете и продаете книгу самостоятельно, у вас есть мыслимые и немыслимые отчеты по продажам, но и вложения – не менее полумиллиона. Так может, простим их?

А может, все-таки врут?

Бывает ли так, что при традиционной схеме издательство что-то недоговаривает, печатает левые тиражи, обманывает с деньгами? Конечно, никто не скажет об этом открыто, но я думаю, что эти времена в основном позади. Лихие девяностые кончились.  В целом я предлагаю не думать о плохом и довериться издателю.

Какой процент вы будете получать?

Как я уже говорила в другой статье, прибыль автора при самиздате может составлять десятки процентов от выручки, тогда как в традиционной схеме - всего лишь 5-10% от оптовой цены. 10% — это круто, совершенно замечательно. И даже 5% — нормально, лучше, чем ничего.

Неудивительно, что сумма выплаты в рублях, ошеломляет неопытных авторов. Она оказывается нежданно низкой. Но не спешим возмущаться.

Во-первых, авторы напрасно сопоставляют свой процент с ценой книги на полке. Издательство на эту цену практически не влияет, это наценки как минимум двух надстроенных этажей – книготорговца-оптовика и самого розничного магазина, с них вы ничего, ясное дело, не получаете. Издательство отдает оптовикам или магазину книги по своей определенной  цене, в которую заложен ваш гонорар и прибыль этого издательства. Вот от этой цены и идут ваши отчисления.

Если книжка стоит в магазине 500 рублей, ее оптовая цена - примерно 250 рублей. И если вы крутой автор с гонораром 10%, то ваши отчисления составят 25 рублей. Допустим, книжка вышла тиражом 2000 экземпляров, и весь тираж разошелся. Следовательно, ваш гонорар составит 50 тысяч рублей, который будет потихоньку перечисляться вам в течение примерно года. С этой суммы издательство, будучи налоговым агентом, еще и уплатит НДФЛ.

А как же авторские экземпляры?

На 3-5-7 лет права на вашу книгу перейдут издательству; вы как минимум не сможете заключить договор с другим издателем. Могут быть и другие ограничения.

Все, что у вас будет для изучения, — это некий сформированный в «Экселе» отчет, которому вы можете верить или нет. Предположим, у вас есть подозрения о нестыковках в отчете.  Никто не даст ответа и не будет разбираться в этом. 

Какое-то количество авторских экземпляров вам дадут бесплатно. Обычно — 10, редко — 15. Остальные (если вы хотите их раздать родным и знакомым) вам придется покупать у издательства по оптовой цене. Купить можете сколько угодно, издательству почти все равно, кому продавать. Если объективно ожидается успех, я бы рекомендовала сразу, когда книга еще печатается в типографии и не разошлась по магазинам, написать заявку на то количество книг, которое вам может понадобиться. Потому что после того, как книга уйдет в магазины, вам придется ждать следующей допечатки, а ее может никогда не случиться.

У авторов самиздата таких проблем не возникает. Они сами отвечают за реализацию тиража и назначают любую цену, которую считают правильной, притом могут ее менять, экспериментируя со спросом.

Резюме

Традиционным способом вам придут какие-то деньги,  очень небольшие и очень нескоро. Если это не раздражает и вашу книгу согласно взять издательство – почему нет?

А вот если у вас есть тысяча поклонников, готовых вашу книжку купить, то надо, конечно, действовать самому. Вы быстро вложите деньги, прокрутите и быстро получите прибыль. Если вам нужно, чтобы всё было быстро, понятно и прозрачно, вам тоже сюда.

Прочитайте о различиях двух схем книгоиздания с точки зрения авторских прав, работы над текстом, отношения общества к автору  и сделайте выбор в пользу варианта, подходящего именно вам.

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Традиционная схема или самиздат? Вопрос первый: отношение общества Традиционная схема или самиздат? Вопрос первый: отношение общества
13 января 2019 г.
Как бы вы ни издавали книгу, если она не выглядит откровенно плохо, то отношение к вам будет хоть сколько-то уважительным, но не одинаковым.
Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать
7 января 2019 г.
Все способы прекрасны, все результативны. О плюсах и минусах каждой схемы расскажу в этой статье — кратко, в следующих — подробно по пунктам.
Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки
14 января 2019 г.
Расскажу о каждом этапе по порядку и объясню, какую работу можно делать параллельно, а какую только после удачного завершения предыдущего этапа.