Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать

Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать

Начинаю цикл статей о ключевых различиях между тремя способами издания книг, доступными российским авторам.

Как сегодня можно издать собственную книгу?

  • Как и пятьдесят лет назад, пытаться сдать свою рукопись, труд бессонных ночей, в традиционное издательство.
  • Найти подходящее коммерческое издательство. Сделать быстро, но с вложениями.
  • Использовать условно-бесплатные интернет-сервисы.

Все эти способы прекрасны, все результативны. И вот как раз о результатах, о плюсах и минусах каждой схемы я планирую рассказать. В этой статье — кратко, в следующих — подробно по пунктам.

Направо пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь — голову потеряешь, налево пойдешь — и коня и голову потеряешь...

Итак, рукопись готова — автор на распутье. Или время и силы сэкономить, или деньги, или то и другое, но в качестве уступить? Задача тем сложнее, чем меньше автору известно об особенностях и подводных камнях разных способов книгоиздания. Их, повторюсь, три.

1.       Традиционная схема. Автор пишет книгу либо по собственной инициативе, либо по заказу издательства. Все расходы, связанные с написанием, как правило, производятся за счет автора. Хотя бывают и исключения: если нужно поехать в командировку, собрать уникальный материал и если понятно, что никто, кроме писателя, с этим не справится, издательство в о-о-очень редких случаях может такую командировку оплатить. В остальных вариантах первые деньги автор получает уже в виде гонорара. Это может быть и фиксированная сумма, и процент от продаж, и совмещение этих начислений. Взамен издательство забирает себе имущественные права на книгу. Оно вкладывает свои деньги в изготовление книги, бумажной или электронной, в продвижение, рекламу, логистику, в продажи и так далее… Писателю на несколько лет остается лишь право называться автором этой книги и всем везде без ограничения об этом говорить. Если очень сильно повезет, то достается еще и слава.

Как правило, традиционное издательство является налоговым агентом и само уплачивает за автора все налоги, если автор представлен как физическое лицо.

2.       Самиздат. Автор пишет книгу на свои средства, сам ищет издателя и оплачивает все расходы: корректуру, редактирование, дизайн и верстку, печать. В ряде случаев оплачивает распространение и продвижение книги. Естественно, никакого гонорара автор не получает, но при этом он собирает всю прибыль с продаж, которая в первом случае шла в издательство. Налоги от продажи книг автор уплачивает сам.

3.       Интернет-сервисы типа Ридеро или Литрес.Самиздата. Автор вкладывает силы и деньги только в написание книги, а все издательские функции берет на себя автоматизированная система. Ее базовый функционал, достаточный для издания несложной книжки, бесплатен. И книга может быть бесплатно размещена в онлайн-магазинах. Я считаю Ридеро совершенно гениальной схемой, которая будет набирать обороты в России. У нее есть недостатки, и мы о них поговорим, у автора при таком подходе нет гонорара или он крошечный, буквально несколько рублей с каждой книжки, если не задирать цену до абсурдной. Но также нет и особых затрат, если не считать вложением достаточно большое количество времени, потраченное на ручной и кропотливый истинный самиздат.

Чем для автора отличаются описанные схемы?

  • Вопрос денег.  В случае с традиционной книгоиздательской системой автор не платит за издание книги и даже получает какой-то гонорар, в самиздате всю допечатную подготовку и печать оплачивает он или его спонсор.
  • Работа с текстом. Если в традиционной схеме с текстом работает издательство так, как оно считает нужным, то в коммерческом варианте  заказчик может выбирать редактора, требовать определенного стиля и подхода к тексту и т.д.
  • Внешний вид, иллюстрации и прочее.  В традиционной системе книга может быть вписана в существующую серию и иметь жесткие ограничения по внешнему виду. Коммерческий издатель выполнит любой каприз за ваши деньги.
  • Вопрос авторских прав.  Тут, как в анекдоте, снимите крестик или наденьте трусы. Вряд ли получится сохранить. В традиционной системе автор теряет права на какой-то срок, а если за свой счет полностью сохраняет.
  • Вопрос распространения. Традиционное издательство обычно имеет доступ к распространительской системе, и книга автора скорее всего появится на книжной полке онлайн или офлайн магазинов. Хорошо это или плохо, мы подробнее поговорим. При самостоятельном издании вопросы распространения ложатся на плечи автора. Хотя бывают и миксовые сочетания, когда книга издается за деньги, но определенными путями попадает в книгораспространительскую систему.
  • Отношение читателя и общества в целом. По умолчанию, если автору удалось продвинуть книгу в традиционное издательство и не заплатить ни копейки, то градус уважения к нему повышается. Люди считают, хотя это не совсем так, что найти издательство сложно, а напечатать книгу за деньги относительно легко.
  • Вопрос тиража. За свои деньги можно напечатать столько, сколько видится целесообразным тебе.  В традиционной системе будет выпущено столько, сколько сочтет нужным издатель.

Это основные критерии, по которым стоит подбирать способ книгоиздания. Прочитайте и решите, какая схема подходит именно вам!

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

 

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки
14 января 2019 г.
Расскажу о каждом этапе по порядку и объясню, какую работу можно делать параллельно, а какую только после удачного завершения предыдущего этапа.
Для авторов: как устроено издание книг, в деталях. Интервью с Евгением Капьёвым, гендиректором «ЭКСМО» Для авторов: как устроено издание книг, в деталях. Интервью с Евгением Капьёвым, гендиректором «ЭКСМО»
17 января 2019 г.
Все, о чем говорит Евгений, — совершеннейшая правда, иногда, к сожалению, нерадостная. Но знать ее необходимо каждому автору, кто планирует издавать и продавать свою книгу.
Две корректуры для одной книги, или У вас  там все в порядке с арифметикой?? Две корректуры для одной книги, или У вас там все в порядке с арифметикой??
11 января 2019 г.
Если вы не хотите получить под обложкой нечто сродни куску старой котлеты, на который невозможно смотреть без отвращения, следует настраиваться минимум на две корректуры.