Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать

Традиционное издание или самиздат? В чем отличия и как выбирать

Начинаю цикл статей о ключевых различиях между тремя способами издания книг, доступными российским авторам.

Как сегодня можно издать собственную книгу?

  • Как и пятьдесят лет назад, пытаться сдать свою рукопись, труд бессонных ночей, в традиционное издательство.
  • Найти подходящее коммерческое издательство. Сделать быстро, но с вложениями.
  • Использовать условно-бесплатные интернет-сервисы.

Все эти способы прекрасны, все результативны. И вот как раз о результатах, о плюсах и минусах каждой схемы я планирую рассказать. В этой статье — кратко, в следующих — подробно по пунктам.

Направо пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь — голову потеряешь, налево пойдешь — и коня и голову потеряешь...

Итак, рукопись готова — автор на распутье. Или время и силы сэкономить, или деньги, или то и другое, но в качестве уступить? Задача тем сложнее, чем меньше автору известно об особенностях и подводных камнях разных способов книгоиздания. Их, повторюсь, три.

1.       Традиционная схема. Автор пишет книгу либо по собственной инициативе, либо по заказу издательства. Все расходы, связанные с написанием, как правило, производятся за счет автора. Хотя бывают и исключения: если нужно поехать в командировку, собрать уникальный материал и если понятно, что никто, кроме писателя, с этим не справится, издательство в о-о-очень редких случаях может такую командировку оплатить. В остальных вариантах первые деньги автор получает уже в виде гонорара. Это может быть и фиксированная сумма, и процент от продаж, и совмещение этих начислений. Взамен издательство забирает себе имущественные права на книгу. Оно вкладывает свои деньги в изготовление книги, бумажной или электронной, в продвижение, рекламу, логистику, в продажи и так далее… Писателю на несколько лет остается лишь право называться автором этой книги и всем везде без ограничения об этом говорить. Если очень сильно повезет, то достается еще и слава.

Как правило, традиционное издательство является налоговым агентом и само уплачивает за автора все налоги, если автор представлен как физическое лицо.

2.       Самиздат. Автор пишет книгу на свои средства, сам ищет издателя и оплачивает все расходы: корректуру, редактирование, дизайн и верстку, печать. В ряде случаев оплачивает распространение и продвижение книги. Естественно, никакого гонорара автор не получает, но при этом он собирает всю прибыль с продаж, которая в первом случае шла в издательство. Налоги от продажи книг автор уплачивает сам.

3.       Интернет-сервисы типа Ридеро или Литрес.Самиздата. Автор вкладывает силы и деньги только в написание книги, а все издательские функции берет на себя автоматизированная система. Ее базовый функционал, достаточный для издания несложной книжки, бесплатен. И книга может быть бесплатно размещена в онлайн-магазинах. Я считаю Ридеро совершенно гениальной схемой, которая будет набирать обороты в России. У нее есть недостатки, и мы о них поговорим, у автора при таком подходе нет гонорара или он крошечный, буквально несколько рублей с каждой книжки, если не задирать цену до абсурдной. Но также нет и особых затрат, если не считать вложением достаточно большое количество времени, потраченное на ручной и кропотливый истинный самиздат.

Чем для автора отличаются описанные схемы?

  • Вопрос денег.  В случае с традиционной книгоиздательской системой автор не платит за издание книги и даже получает какой-то гонорар, в самиздате всю допечатную подготовку и печать оплачивает он или его спонсор.
  • Работа с текстом. Если в традиционной схеме с текстом работает издательство так, как оно считает нужным, то в коммерческом варианте  заказчик может выбирать редактора, требовать определенного стиля и подхода к тексту и т.д.
  • Внешний вид, иллюстрации и прочее.  В традиционной системе книга может быть вписана в существующую серию и иметь жесткие ограничения по внешнему виду. Коммерческий издатель выполнит любой каприз за ваши деньги.
  • Вопрос авторских прав.  Тут, как в анекдоте, снимите крестик или наденьте трусы. Вряд ли получится сохранить. В традиционной системе автор теряет права на какой-то срок, а если за свой счет полностью сохраняет.
  • Вопрос распространения. Традиционное издательство обычно имеет доступ к распространительской системе, и книга автора скорее всего появится на книжной полке онлайн или офлайн магазинов. Хорошо это или плохо, мы подробнее поговорим. При самостоятельном издании вопросы распространения ложатся на плечи автора. Хотя бывают и миксовые сочетания, когда книга издается за деньги, но определенными путями попадает в книгораспространительскую систему.
  • Отношение читателя и общества в целом. По умолчанию, если автору удалось продвинуть книгу в традиционное издательство и не заплатить ни копейки, то градус уважения к нему повышается. Люди считают, хотя это не совсем так, что найти издательство сложно, а напечатать книгу за деньги относительно легко.
  • Вопрос тиража. За свои деньги можно напечатать столько, сколько видится целесообразным тебе.  В традиционной системе будет выпущено столько, сколько сочтет нужным издатель.

Это основные критерии, по которым стоит подбирать способ книгоиздания. Прочитайте и решите, какая схема подходит именно вам!

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

 

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки Книга под ключ: 6 этапов допечатной подготовки
14 января 2019 г.
Расскажу о каждом этапе по порядку и объясню, какую работу можно делать параллельно, а какую только после удачного завершения предыдущего этапа.
Для авторов: как устроено издание книг, в деталях. Интервью с Евгением Капьёвым, гендиректором «ЭКСМО» Для авторов: как устроено издание книг, в деталях. Интервью с Евгением Капьёвым, гендиректором «ЭКСМО»
17 января 2019 г.
Все, о чем говорит Евгений, — совершеннейшая правда, иногда, к сожалению, нерадостная. Но знать ее необходимо каждому автору, кто планирует издавать и продавать свою книгу.
Две корректуры для одной книги, или У вас  там все в порядке с арифметикой?? Две корректуры для одной книги, или У вас там все в порядке с арифметикой??
11 января 2019 г.
Если вы не хотите получить под обложкой нечто сродни куску старой котлеты, на который невозможно смотреть без отвращения, следует настраиваться минимум на две корректуры.
Отправьте мне сообщение через форму связи. Отвечу быстро

Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные звездочками