Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Три ключевых качества помогающего писателя

Три ключевых качества помогающего писателя

Человек может прекрасно писать прозу или научные тексты, он пообещает вам работать днем и ночью и сдать книгу уже через месяц, но он, возможно, никогда не проявит себя хорошим помогающим писателем, если у него не развиты нужные для этого качества. В таком случае ваша книга окажется в десять раз бледнее и слабее той, которую написал бы профессионал.

Я и сама не сразу осознала, какие именно качества отличают настоящего помогающего писателя от самозванца. Интуитивно я всегда пишу людям книги не как секретарь, а как партнер и соратник, потому что считаю этот подход единственно правильным. Работать так смогут немногие, это отличается от стандартной расшифровки разговора и окультуривания текста. Но и результат стоит того: ментальный симбиоз заказчика и помощника создает совершенно удивительный по силе, качеству, новизне продукт. Мыслить с автором наравне, дополнять его, может только человек с определенными качествами и установками.

Какими?

Жизненный опыт

Да, банальный опыт: социальный, профессиональный, опыт отношений с людьми, опыт путешествий, организации, бизнеса – чем разнообразнее, тем лучше. Чем шире и многосторонней писатель смотрит на мир, тем меньше шаблонов и штампов появится в вашей книге.

А для получения опыта нужно прожить на этом свете какое-то время. 18-летний человек, как он ни старайся, не сможет внести в рукопись такую же глубину и осмысленность, как его 40-летний коллега.

При этом опыт не обязательно должен быть в сфере деятельности заказчика. У редакторов есть такая поговорка: «Не нужно быть ящерицей, чтобы редактировать тексты о ящерицах». И образование в данной отрасли обычно не нужно.

Когда я вижу, что какая-то статья начинается со слов «Любой мужчина хочет...», я начинаю нервно глушить коньяк. Ясно, что дальше следует какая-то ерунда, ведь абсолютно все мужчины не могут желать одного и того же. Мой опыт, жизненный и редакторский, предостерегает меня от использования в тексте наивных клише. Он же помогает почувствовать, чего именно хочет предприниматель или эксперт.

Не может помогающий писатель быть апатичным социофобом. Гениальный текст он вам выдаст, но радости вы от этого не почувствуете.

Книга — это квинтэссенция опыта автора, и человек, который сразу после школы пошел во фриланс копирайтером, никак не сможет разделить ваши взгляды. На заказчиках он будет тренироваться, как на кошках, и может быть когда-нибудь придет к хорошему уровню. Но не сейчас.

Смелость и откровенность

Второе качество — умение строить разговор откровенно и прямо, отстаивать свою точку зрения. Оно также крепнет с опытом.  Если человеку сложно разговаривать с людьми, которые достигли большего в материальном, социальном плане; если он по натуре своей либо очень застенчивый, либо неуверенный в себе, он не преуспеет в деле написания книг на заказ. Даже если такой писатель прекрасно разбирается в теме, он не сможет полноценно участвовать в создании текста: подвергать сомнению нелогичные утверждения, предлагать альтернативные идеи и даже энергично спорить с заказчиком, если требуется.

Мыслить с автором наравне, дополнять его, может только человек с определенными качествами и установками.

Спор с клиентом в нашем деле иногда не просто уместен, но и желателен. Хорошая аргументированная дискуссия может дать автору много новых идей и даже в корне перевернуть концепцию книги. Обычно исполнители стараются не переубеждать заказчика, делать только так, как тому хочется. Но неопытные авторы далеко не всегда знают, как действительно лучше, предлагают проигрышные варианты. И вот тут  помогающий писатель должен поднимать голову и говорить: «Уважаемый Иван Петрович, будете писать как сейчас — насмешите читателя. Я вам предлагаю сделать по-другому, сейчас объясню, почему так лучше».

Разумеется, дискутируем мы только по делу — не занимаемся самоутверждением за счет заказчика.

Неравнодушие, в основе которого любовь

Третье необходимое качество — это искренний интерес к людям, эмпатия и даже любовь. Не к книгам, а именно к людям. Не может помогающий писатель быть апатичным социофобом. Гениальный текст он вам выдаст, но радости вы от этого не почувствуете.

Если писатель к людям равнодушен, он не поймет вашей мотивации. Ему будет на нее наплевать. Также ему нет дела до того, кто будет читать вашу книгу и понравится ли она читателям. Неэмпатичный автор не представляет, что именно может зацепить вашего читателя, потому что совершенно не разбирается в людях и чихать на них хотел.  И даже если вы суровый предприниматель с минимумом эмоций и полагаете, что дело писателя – составлять буквы в текст  и не отсвечивать, вы скорее всего измените мнение, если увидите, что бывает иначе.

Жизненный опыт, откровенность и любовь. Практически брачное объявление… Но я давно уже твержу, что наше дело очень интимное и близкое. )

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Издать книгу за чужой счет: где найти спонсора и как не спугнуть мецената Издать книгу за чужой счет: где найти спонсора и как не спугнуть мецената
24 июля 2019 г.
Уважаемые авторы, ноги в руки — и бегом: искать благотворителя, дописывать, редактировать, издавать книгу.
Бриф на написание книги? Не было и не будет Бриф на написание книги? Не было и не будет
3 августа 2019 г.
Я никогда не использую подобных заготовок. Они могут только испортить наш неконвейерный, неравнодушный подход.
«Дизайна не надо, мне только фон и буквы!» «Дизайна не надо, мне только фон и буквы!»
29 июля 2019 г.
Посмотрите на обычные книжные страницы. Там даже фона нет, одни буквы! И тем не менее все это – дизайн.