Открыть полную версию сайта

Авторские статьи и видео

Жесткие требования к издателю — путь к разочарованию

Жесткие требования к издателю — путь к разочарованию

К нам пришла заявка на изготовление юбилейной книги от крупного российского производителя… пусть будет тракторов, известного во всем мире. Среди наших клиентов были и есть крупные корпорации в сфере машиностроения, страхования, финансов. Все они выставляют высокие требования к качеству услуг, но эта заявка превзошла все технические задания, которые мне доводилось видеть. Приведу некоторые пункты:

1)      Авторы текста будущей книги должны иметь тракторостроительное образование или работать в области производства тракторов и иметь не менее двух изданных после 2015 года книг о тракторах объемом не менее 200 страниц каждая.

2)      Издательство должно иметь в штате редактора, получившего образование в сфере тракторостроения.

3)      Издательство должно иметь не менее трех изданных после 2015 года  книг тиражом не менее 500 экземпляров каждый по тракторостроительной или комбайностроительной или веялкостроительной технике в подарочном исполнении и твердом переплете. И чтобы на каждой странице такой книги были иллюстрации, графики, схемы, чертеж и плакаты.

4)      Издательство должно иметь офис в Москве или Московской области.

5)      Издательство должно предъявить официальные положительные отзывы в печатных или электронных СМИ о продукции на тему тракторостроения, выпущенной не ранее 2010 года, а также иметь литературные премии различных конкурсов за представленные издательством книги, изданные за последние три года.

6)      Издательство должно иметь специалистов и опыт работы в подготовке дизайна и верстки текстов и иллюстраций книг по тематике тракторостроения, предпочтение отдается издательствам, специализирующимся на тракторах «Беларусь».

7)      Авторы, привлекаемые к написанию книги, должны иметь не менее двух изданных книг о тракторах объемом не менее 300 страниц, вышедших за последние 3 года и распространяемых в книготорговых сетях России. Предпочтение отдается издательствам, продукция которых представлена в сетевых книжных магазинах Австралии и Океании.

И это еще не полный список требований. Смешно? А вот и нет.

Старик в море закинул невод — пришел невод с одною тиной

Мы сейчас не рассматриваем ситуации, когда определенные требования продиктованы особенностями тендерной системы. Там подрядчики по закону должны соответствовать определенным критериям, и критерии эти четко прописываются в сопроводительных документах. Мы поговорим в целом о том, зачем некоторые составители заявок еще на предварительном этапе придумывают такие трудновыполнимые, часто взаимоисключающие требования и что с этим делать.

Я считаю подобные ограничения надуманными и призываю от них отказаться. Поиск эталонного, безукоризненного исполнителя будет стоить огромных затрат, возможно, гораздо больших, чем написание самой книги. И гонорар такого автора тоже будет достаточно высок. Но, допустим, для заказчика затраты не имеют значения и для него важнее всего качество работы. Но и в этом случае даже скрупулезнейшее выполнение всех требований не дает никакой гарантии образцового результата.

Предположим, через полгода удастся найти этого единственного на всю Россию человека и уговорить его написать эту книгу. Человек может даже взять предложенный ему гонорар. Но все машиностроение мира будет бессильно, если он искренне считает, что российское тракторостроение — полный отстой, а внимания заслуживают исключительно американские машины!

Да, будет написано компетентно, грамотно, но от корки до корки книга пронизана таким легоньким презрением к российскому производству и бесконечными сравнениями с крутым американским тракторостроением. Я, конечно же, немного утрирую, но такие уши не спрячутся (а «уши», завихрения мыслей и особенности мировоззрения у таких уникальных авторов могут быть ого-го какие!). И, спрашивается, был ли смысл вам искать вот эту редкую птицу?

Поиск эталонного, безукоризненного исполнителя будет стоить огромных затрат, возможно, гораздо больших, чем написание самой книги. Но и в этом случае даже скрупулезнейшее выполнение всех требований не дает никакой гарантии образцового результата.

А все эти упоминания о годах и ограничениях по количеству страниц?.. Понятно, что заказчик имеет в виду солидность писательского опыта. Не буклетики он должен уметь писать, а нормальные тома в твердой обложке. Но зачем ограничивать объемы? Существуют прекрасные подарочные книги на сто страниц, и они при этом имеют значительную толщину. Неужели заказчик не видит, насколько его подход формален? Зачем же он в таком случае это пишет? Зачем он изначально настраивает себя на бесконечные отказы? Ведь найти на 100% подходящего исполнителя ему будет о-очень сложно!

А причина – есть.

Белые кони, принцы и писатели-тракторостроители

Завышенные требования встречаются не только в книгопроизводстве. Пойду по любимому мною пути сравнений.

Вот представьте: заходит какая-нибудь дама (тетенька, девушка, неважно) впервые на сайт знакомств — и старательно настраивает фильтры поиска. Она хочет познакомиться с лучшим парнем на этом сайте. Такому и не стыдно преподнести свое прекрасное тело, лицо, подарить обаяние и чувство юмора, на такого не будет жалко потратить время. Она хочет не кого-нибудь, а исключительно прекрасного принца на белом коне.

Поэтому наша дама задает в настройках жесткие границы: чтобы возраст был 32-35, не больше и не меньше; чтобы ростом он был от 180 см, боже упаси 175; чтобы образование было высшее, а то и не одно; чтобы зарабатывал много или очень много. И неважно, что у некоторых ее знакомых бизнесменов образование среднее, а зарабатывают они намного больше ее коллег-инженеров: нам надо все самое лучшее. Если дело происходит в Москве, то принц должен жить внутри ТТК, а еще лучше в пределах Садового, и чтобы у него была своя недвижимость, и не было бывшей жены (о настоящей даже не упоминаем! И так понятно!) и детей не надо, а в идеале и домашних животных.

И вот выбирает она все характеристики, нажимает кнопку «Поиск», и вываливаются 5 кандидатов. («Пять?.. черт, мало. Ну ладно.) И все они… фейковые. За их профилями сидят свахи, которые на такие приманки ищут себе клиенток. Они пользуются тем, что многие женщины либо чуть-чуть себя переоценивают, либо наивно полагают, что им раз плюнуть найти себе такую пару, либо, что, как мне кажется, ближе всего к истине, они просто боятся быть обманутыми в своих ожиданиях. Что им понравится кто-то, кто, по их мнению, недостоин времени и внимания. Они боятся связаться с кем-то неподобающим. Они уже и так сделали над собой усилие, пришли на сайт знакомств, а тут еще кто-то возьмет и воспользуется их доверием. И ладно, если знакомство случится с высоким красивым брюнетом с высшим образованием и большими миллионами, но уж совсем будет обидно, если с менеджером Петей со средним образованием, пивным животиком и лысинкой. Не дай бог продешевить!

На мой взгляд, то же самое испытывают составители чрезвычайно жестких заявок. Ими движет страх нарваться на неидеального исполнителя, потому что непонятно, как его контролировать. Если он неидеальный, то он слишком свободный, его не загонишь ни в какие рамки. Он делает так, как сам считает нужным. И если у заказчика нет опыта издания таких книг, то обычно у него много страхов: а вдруг они (писатели, издатели) не станут отвечать на мои вопросы, а вдруг подвинут меня и скажут «мы сами лучше вас знаем, что надо», а вдруг я, заказчик, где-то сделаю неправильный выбор, дам неправильные указания, а они сделают тупо как я скажу, и в результате все получится плохо.

Нет уж. Лучше я поставлю в техническом задании идеальные, жесткие рамки. И пусть я буду искать год, два, три, но не позволю себе разочароваться. Так я защищу себя от создания плохого продукта, от того, что надо мной посмеются конкуренты и скажут: ну, ничего себе, первое место в России по выпуску тракторов, а какую-то простейшую книжонку до ума не довели.

Что делать, если продешевить страшно,  а процесс издания книги непонятен?

Что делать женщине на сайте знакомств — не знаю, я там была давно и навык потеряла. А заказчику — советую выбрать.

Выбрать какое-то издательство, которое вызвало первичное доверие, и с этим издательством поговорить. Просто по-человечески поговорить. Позвонить и спросить: «Кто меня сможет подробно проконсультировать по сложному продукту?». Вас соединят с менеджером или он сам снимет трубку, как это делает наша прекрасная Ирина. И вы сможете задать любые вопросы.

Если у заказчика нет опыта издания книг, то обычно у него много страхов: а вдруг они (писатели, издатели) не станут отвечать на мои вопросы, а вдруг подвинут меня и скажут «мы сами лучше вас знаем, что надо»... и в результате все получится плохо.

Скажите, что вы не делали раньше таких книг. Спросите, какие критерии должны быть жестче, а какие не важны. Если боитесь, что вас тут-то и возьмут в оборот, не говорите, что вы новичок. Врите о себе, это совершенно не запрещено. Просто не делайте глупостей, которые вам помешают.

Вы потратите всего пару часов, опросите нескольких менеджеров, вычлените рациональное зерно из всех разговоров и прокачаетесь очень сильно в теме издания книг. И затем вы сядете и составите нормальное, адекватное ТЗ, по которому на вас откликнутся не только коммерческие свахи, которые летают низко в поисках таких боязливых клиентов, а нормальные работающие издательства. И вам дадут автора без тракторостроительного образования, но с двумя техническими, как мы готовы были сделать. Человека, писавшего книги пусть не о тракторах, зато о самолетах. Человека, который способен работать с цифрами, с информацией. У нас есть такие люди, но, к сожалению, удовлетворить все формальные критерии мы, да и, наверное, никто не в силах. (Если честно, даже не пытались.)

Желаю всем уверенности в себе – не меньше, чем у трактора «Беларусь».  

Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!

Вернуться в раздел «Статьи и видео» Написать главреду

Что еще почитать?

Начинаем писать книгу: две причины не заходить издалека Начинаем писать книгу: две причины не заходить издалека
5 октября 2018 г.
Книгу надо начинать с той темы, которую вы заявили, ее же продолжать и ею же закончить. Но неопытные авторы в первых главах пишут совсем не о том.
Как найти идеального наемного писателя? Как найти идеального наемного писателя?
3 октября 2018 г.
Никто не заставит вас перехотеть, если вам хочется работать с человеком определенного пола, профессии и возраста. Но вы очень сильно сужаете свои возможности, так как жесткими рамками, скорее всего, отсекаете своего идеального писателя.
Как дать наемному писателю задание на пробный текст? Как дать наемному писателю задание на пробный текст?
25 сентября 2018 г.
Хотите убедиться: человек — профессионал, интерпретирует ваши слова точно, умеет работать с информацией, пишет грамотно и вкусно? Закажите пробный текст.